Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ибн баттута

Энциклопедический словарь

Ибн Батту́та (1304-1377), арабский путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Ирану, Крыму, южным районам Руси, Средней Азии, Индии, Китаю, Испании, Западному и Центральному Судану.

* * *

ИБН БАТТУТА - ИБН БАТТУ́ТА (Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи) (1304-1377), уроженец Танжера, выдающийся арабский путешественник 14 в. Свою деятельность как путешественник он начал в 1325 и первоначальной целью поездки был хадж в Мекку (см. МЕККА). Однако сложности политической жизни и невозможность прямого проезда на Аравийский полуостров привели к тому, что, неоднократно отклоняясь от первоначальной цели путешествия, Ибн Баттута объездил большинство стран известного ему культурного мира, причем не только исламского - он также посетил Китай и Юго-Восточную Азию. Ибн Баттута далек от книжной географической литературы, и поэтому все то, что он описывает, - либо непосредственные путевые впечатления, либо разные рассказы очевидцев, которые он запомнил. Ибн Баттута возвращается в Фес в 1353, проведя в почти непрерывных поездках лишь немногим менее 30 лет.

В Фесе сложилась довольно продуктивная научная среда. Его посещали современники Ибн Баттуты - Ибн Хальдун (см. ИБН ХАЛЬДУН) и Ибн Хатиб. По всей видимости, по инициативе правителя Абу Инана Маринида (1348-1358) Ибн Баттута диктует свое описание посещенных им стран - «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий». Сочинение было записано и, вероятно, отредактировано одним из придворных чиновников Фесского правителя Абу Инана - Ибн Джузайей, который скончался в 1356 сразу после завершения своего редакционного труда. Ибн Джузайя был в силу своих придворных писцовых должностей весьма начитан в современной испанской и североафриканской географической литературе, и поэтому в нить живого рассказа Ибн Баттуты включаются различные написанные высокопарным слогом фрагменты, далеко не всегда правильно согласованные с живыми впечатлениями Ибн Баттуты. Весьма вероятно, что именно редактура привела последующих европейских издателей этого труда к весьма серьезным сомнениям в правдивости и достоверности отдельных частей рассказов Ибн Баттуты. Особенно критично по отношению к ним был настроен французский историк географии Ферран. Особые сомнения у него вызывали части, касающиеся описания Китая, Константинополя, частично Индокитая. Однако в целом сочинение производит сильное впечатление непосредственностью восприятия рассказчика и многообразием сообщаемой им информации.

Примерный порядок путешествия Ибн Баттуты был таков: из Танжера через Северную Африку в Александрию, затем в Каир, откуда направился в Джедду для переправы на Аравийский полуостров, но из-за местных племенных войн переправа была прекращена и ему пришлось вернуться в Каир. Далее он решил воспользоваться другим путем, примкнув к каравану из Дамаска. Добираясь туда он посетил Палестину, Сирию, Алеппо, а затем уже с паломническим караваном добрался до Медины и Мекки. Затем, войдя во вкус путешествий, он через Басру направился в Персию, в Шираз, затем посетил города верхней Месопотамии - Мосу, Диярпекир, а оттуда прибыл в Багдад и вновь отправился в хадж, посетив Мекку в конце 1328.

Некоторое время он путешествовал между берегами Аравии и Восточной Африки, затем переехал на восточноаравийский берег к Персидскому заливу. Ибн Баттута посещает Оман, Хармос, Бахрейн. В третий раз отправляется в мекканский хадж, а оттуда возвращается в Египет. Далее через Сирию и Малую Азию приезжает в Синоп, переправляется в Крым, в Генуэзскую Кафу (современная Феодосия), посещает Судак, по его мнению, один из крупнейших портовых городов современности, совершает поездки по южной России и, возможно, добирается до земель волжских болгар (см. ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ БУЛГАРИЯ). Далее из Астрахани в караване жены хана Узбека (см. УЗБЕК) попадает в Константинополь, затем возвращается в Золотую Орду, посещает столичную ставку город Сарай и направляется в Хиву, Бухару, затем в Афганистан. В 1333 оказывается в Дели при дворе султана Мохаммеда ибн Тоглука, откуда с султанским посольством направлен в Китай.

Из Калькутты он переправляется на Мальдивские острова, затем посещает Цейлон, Бенгалию, Северную Индию, Зондские острова. После этого морским путем добирается до Кантона (Китай). На обратном пути через Суматру он достигает Аравии в 1347, затем вновь посещает Персию, Месопотамию, Сирию, Египет и совершает четвертый хадж в Мекку. Затем в Палестине в 1348 он попадает в зону чумной эпидемии; наконец, путешественнику приходит на ум вернуться на родину. По дороге из Египта в Тунис, посетив Сардинию, он прибывает в Фес в 1349. Однако его путешествие на этом не кончается, и, пересекши Гибралтар, он направляется в Гренаду, где, вероятно, знакомится с Мохаммедом ибн Джузайей. По возвращении в Фес он получает от Абу Инана поручение посетить Центральную Африку, дотигает Тимбукту - центра нового исламского государства Мали. Затем с работорговцами пересекает плато Ахаггар, оазис Аггадес и, перевалив через хребет Атласа, в 1353 возвращается в Фес, где живет до самой смерти. Фактически, Ибн Баттута так или иначе побывал в большинстве значительных в его время культурных и политических центрах юга Старого Света. Благодаря его путешествиям становится ясна напряженная торгово-экономическая жизнь мусульманского мира его времени и реальный характер культурно-политических контактов многочисленных разрозненных государств, которые он посетил.

Большой энциклопедический словарь

ИБН БАТТУТА (1304-77) - арабский путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районам Руси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.

Энциклопедия Кольера

ИБН БАТТУТА (1304 - ок. 1369, или 1377), арабский путешественник и писатель, родился в Танжере 25 февраля 1304 в семье принявших мусульманство берберских ученых и судей. Его полное имя - Мухаммед ибн Абдаллах ибн Баттута. В 1325, решив выполнить заветный долг мусульманина и совершить паломничество в Мекку, Ибн Баттута прошел из Марокко вдоль побережья Северной Африки до Каира и оттуда направился в Дамаск, где присоединился к каравану. В перерыве между паломничествами 1326 и 1327 путешествовал по южной Персии и Ираку. Спустя год или два посетил Йемен, отправился по морю из Адена к арабским факториям в Восточной Африке и возвратился в Мекку через Оман и Персидский залив. Затем у него созрел замысел побывать в Индии, поскольку он много слышал о Мухаммеде ибн Туглуке, султане Дели. Однако найти в Джидде корабль, направляющийся в Индию, не удалось, и Ибн Баттута решил отправиться в путешествие по суше. Пересек Малую Азию и отплыл из Синопа в Крым, а оттуда добрался до Сарая, резиденции хана Золотой Орды, и подался на Кавказ. Воспользовавшись предоставившейся возможностью посетить Константинополь, вернулся через степи в Сарай на Волге и продолжил путь через Хиву, Самарканд, Хорасан и Афганистан. 12 сентября 1333 благополучно добрался до границы с Индией, проходившей по р. Инд. В Дели Ибн Баттуте был оказан радушный прием, и он прожил там восемь лет. В 1342 он был направлен посланцем к монгольскому императору, правившему Китаем, но в Каликуте на юге Индии его отряд попал в беду. Не пожелав возвращаться в Дели, Ибн Баттута отплыл на Мальдивские острова, где пробыл 18 месяцев в качестве кади (мусульманского судьи). Посетил Цейлон, восточный берег полуострова Индостан (Коромандельский берег) и Бенгалию, а затем Суматру, где сел на судно, направлявшееся в Зайтун (современный Сямынь, или Амой) в Китае. Его пребывание в Китае было недолгим, вернувшись в южную Индию, он снова направился в Мекку. После этого Ибн Баттута решил возвратиться в Марокко и достиг города Фес в ноябре 1349. За этим последовала поездка в Гранаду. В 1352-1353 Ибн Баттута совершил последнее путешествие и пересек Сахару. Добрался до страны народа мандинго в верховьях р.Нигер (совр. Мали), оттуда вернулся в Фес. В Фесе надиктовал описание своих путешествий одному из писцов марокканского султана. Умер Ибн Баттута в Фесе примерно в 1369 (по другим источникам в 1377) и был погребен на родине - в Танжере.

ЛИТЕРАТУРА

Тимофеев И.В. Ибн Батута. М., 1983 Ибрагимов Н. Ибн Батута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988

Полезные сервисы